Главная » Бизнес и финансы » Военное и гражданское авиастроение в России

Военное и гражданское авиастроение в России

Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли. Военное и гражданское авиастроение в России

В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция. Военное и гражданское авиастроение в России

С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, — заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО «ОАК». Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России. Военное и гражданское авиастроение в России

Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа «Туполев». Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО «Туполев» считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России. Военное и гражданское авиастроение в России

За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО «Гражданские самолеты» для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100. Военное и гражданское авиастроение в России

Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:

  1. ВАСО (г. Воронеж). Этот завод считается одним из самых стабильных в стране. Он выпускает широкофюзеляжные самолеты Ан148, Ил-96/300/-400, SSJ.
  2. КАПО (г. Казань). Это предприятие было основано в 1927 г. В течение всего времени работы с завода было выпущено 34 модификации в количестве более 18 тыс. единиц. Предприятие производит Ту-214, Ил-62М, Ту-334.
  3. «Авиакор». В советское время этот завод входил в пятерку крупнейших в стране. В течение более чем 50 лет здесь собирались самолеты по проектам КБ Ильюшина, Антонова, Туполева. С 2010 г. предприятие включено в ОАО «ОАК». На заводе выпускаются самолеты Ту-154 и Ан-140. Военное и гражданское авиастроение в России
  4. КнААПО. Это предприятие считается ведущим в холдинге «Сухой». Сегодня завод участвует в приоритетных программах компании. Это, в частности, разработка и выпуск многофункционального истребителя Су-35, боевого самолетного комплекса 5-го поколения и регионального пассажирского лайнера SSJ 100.
  5. ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). Это предприятие специализируется на производстве современных пассажирских машин Ту-204, транспортных лайнеровАн-124-100 и Ил-476.

Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России. Военное и гражданское авиастроение в России

Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Чем отличается генеральный директор от директора? Полномочия, права и обязанности, порядок назначения и увольнения

Чем отличается генеральный директор от директора? Полномочия, права и обязанности, порядок назначения и увольнения В структуре любого предприятия обязательно есть руководитель. Как именно он называется, чаще всего зависит от желания ...

Средства пожаротушения: классификация и их применение

Средства пожаротушения: классификация и их применение. Противопожарный инвентарь, системы пожаротушения Пожар – непредсказуемое явление, которое может возникнуть в любой момент. Последствия его страшны для жизни и здоровья людей. Пугает и ...

Активы непрофильные: активы предприятия, которые не связаны с его основной деятельностью

Активы непрофильные: активы предприятия, которые не связаны с его основной деятельностью Современные реалии экономической ситуации приводят к тому, что компании, для того чтобы выжить, стараются задействовать как можно больше активов. ...

Компенсация за задержку заработной платы

Компенсация за задержку заработной платы. Расчет компенсации за задержку выплаты заработной платы Все сотрудники на предприятии трудятся за денежное вознаграждение. Это право работника и обязанность работодателя. Выплата зарплаты предусмотрена трудовым ...

Ваучер — это

Ваучер — это. Значение термина по словарю и специфика использования Ваучер — это письменный документ, свидетельствующий о праве владельца на приобретение определенных товаров и услуг. Наверняка многие сталкивались с этим ...

Классификация полимеров по происхождению

С трудом можно представить себе сегодняшнюю жизнь без полимеров – сложных синтетических веществ, которые получили широкое распространение в различных областях человеческой деятельности. Полимеры – это высокомолекулярные соединения природного либо синтетического ...

Что такое сбор? Налоговая система в России

На территории нашей страны действуют различные налоги, обязательные к уплате. Также есть сборы. Эти платежи имеют важные функции, поскольку пополняют бюджет. Оттуда они перераспределяются на развитие различных сфер жизнедеятельности. Что ...

Страховое публичное акционерное общество «РЕСО»

Страховое публичное акционерное общество «РЕСО». КАСКО: отзывы клиентов Поездка в автомобиле – это не только удовольствие, но и огромная ответственность. Неосторожность, несоблюдение правил дорожного движения и иные причины могут привести ...

Термоэлектронная эмиссия: понятие, особенности

Термоэлектронная эмиссия: понятие, особенности. Термоэлектронная эмиссия в вакууме Сегодня в фокусе внимания термоэлектронная эмиссия. Рассматриваются варианты названия эффекта, его проявление в среде и в вакууме. Исследуются температурные пределы. Определяются зависимые ...

Дочерняя компания – это

Дочерняя компания – это. Управление дочерними компаниями Крупные корпорации в целях расширения бизнеса открывают новые организации. Они называются «дочерние». Предприятие компании такие создает на собственные средства. Оно отвечает за их ...

Отлагательное условие сделки, его особенности, специфика и требования

Отлагательное условие сделки, его особенности, специфика и требования Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если ее участники поставили возникновение обязанностей и прав в зависимость от конкретного обстоятельства. При этом неизвестно, ...

Основные принципы обеспечения безопасности

Принципы и методы обеспечения безопасности представляют собой совокупность механизмов, способствующих с определенной вероятностью исключить потенциальные угрозы, влияющие на состояние человека. Чем сложнее тип деятельности, тем более комплексной будет защита. Рассмотрим ...

Амортизация НМА

Амортизация НМА. Как начисляется амортизация на нематериальные активы? Нематериальные активы – это специальная группа средств, которые обладают стоимостью и приносят доход или формируют условия для получения прибыли. При этом они ...

Виды, уровни менеджмента и их характеристики

Виды, уровни менеджмента и их характеристики. Менеджмент предприятия Виды и уровни менеджмента — это тема, актуальная для любой компании. Нет предприятия, на котором бы не предпринимались попытки выстроить эффективную систему ...

Стагнация — это

Стагнация — это. Причины и методы преодоления экономического застоя Экономика любой страны в тот или иной период находится в одном из четырех состояний: она может расти, падать, испытывать кризис или ...

Что такое ретроактивный период в страховании: определение

Что такое ретроактивный период в страховании: определение. Договор страхования Договор страхования – удачный компромисс между сухой статистикой возникновения непредвиденных ситуаций и платежным балансом страхователя. Как правило, чтобы получить страховку, андеррайтер ...

Что такое взаимозаменяемые товары?

Субституты, или взаимозаменяемые товары, – это (примеры будут нами рассмотрены) товары, имеющие способность заменять друг друга на рынке, благодаря аналогичным свойствам, одинаковой области применения, и отвечающие однородным запросам потребителей. Также ...

Что такое эмбарго: экономика и политика

В последнее время в новостных сюжетах можно часто услышать слово «эмбарго». Но что такое эмбарго? Это такой экономический или политический трюк, в результате которого некоторые государства могут давить на другие ...

Рейтинг@Mail.ru