Главная » Бизнес и финансы » Военное и гражданское авиастроение в России

Военное и гражданское авиастроение в России

Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли. Военное и гражданское авиастроение в России

В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция. Военное и гражданское авиастроение в России

С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, — заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО «ОАК». Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России. Военное и гражданское авиастроение в России

Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа «Туполев». Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО «Туполев» считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России. Военное и гражданское авиастроение в России

За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО «Гражданские самолеты» для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100. Военное и гражданское авиастроение в России

Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:

  1. ВАСО (г. Воронеж). Этот завод считается одним из самых стабильных в стране. Он выпускает широкофюзеляжные самолеты Ан148, Ил-96/300/-400, SSJ.
  2. КАПО (г. Казань). Это предприятие было основано в 1927 г. В течение всего времени работы с завода было выпущено 34 модификации в количестве более 18 тыс. единиц. Предприятие производит Ту-214, Ил-62М, Ту-334.
  3. «Авиакор». В советское время этот завод входил в пятерку крупнейших в стране. В течение более чем 50 лет здесь собирались самолеты по проектам КБ Ильюшина, Антонова, Туполева. С 2010 г. предприятие включено в ОАО «ОАК». На заводе выпускаются самолеты Ту-154 и Ан-140. Военное и гражданское авиастроение в России
  4. КнААПО. Это предприятие считается ведущим в холдинге «Сухой». Сегодня завод участвует в приоритетных программах компании. Это, в частности, разработка и выпуск многофункционального истребителя Су-35, боевого самолетного комплекса 5-го поколения и регионального пассажирского лайнера SSJ 100.
  5. ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). Это предприятие специализируется на производстве современных пассажирских машин Ту-204, транспортных лайнеровАн-124-100 и Ил-476.

Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России. Военное и гражданское авиастроение в России

Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Что такое биржевая облигация

Биржевые облигации, о которых мы расскажем далее в статье, — это финансовый инструмент, ценные бумаги, выпускаемые биржей по упрощенным правилам. Так, в отличие от классических облигаций, им не нужна государственная ...

Норма расхода материала в строительстве

Норма расхода материала в строительстве. Стройматериалы и перечень работ Стоимость строительства зависит от многих показателей, основными из которых являются: количество и стоимость трудовых, материальных ресурсов и время работы техники. То ...

Основные виды безопасности

Под безопасностью подразумевается защищенность жизненно важных интересов личности, общества или государства от различных внешних и внутренних угроз и факторов. Это неотъемлемая часть любой системы, где человек взаимодействует с окружающим его ...

Индивидуальное частное предприятие (ИЧП): регистрация, преимущества и недостатки

Индивидуальное частное предприятие (ИЧП): регистрация, преимущества и недостатки Вступая в увлекательную экономическую игру под названием «малый бизнес», начинающие коммерсанты интересуются прежде всего такой формой предпринимательства, как индивидуальное частное предприятие. Давайте ...

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), глава 42 Таможенная процедура уничтожения

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), глава 42 «Таможенная процедура уничтожения». Таможенная процедура уничтожения товаров представляет собой обезвреживание либо приведение объектов в такое состояние, при котором теряются их потребительские и ...

Свидетельство о постановке на налоговый учет физического или юридического лица в налоговом органе

Свидетельство о постановке на налоговый учет физического или юридического лица в налоговом органе Многие интересуются, как можно получить свидетельство о постановке на налоговый учет. Сделать это не так трудно, как ...

МСК (страховая компания): отзывы, адреса, перечень страховых услуг

МСК (страховая компания): отзывы, адреса, перечень страховых услуг Страхование — это то, что интересует многих жителей России и иных стран. Без данной особенности трудно представить жизнь современного человека. Для того ...

Сколько населения в Москве? Социально-демографические проблемы мегаполиса

Сколько населения в Москве? Социально-демографические проблемы мегаполиса Согласно официальной статистике, каждый 12-й россиянин проживает в Москве. А каждый четвертый гражданин страны мечтает жить именно здесь. Столица России – крупнейший мегаполис ...

Права и должностные обязанности специалиста по охране труда

Права и должностные обязанности специалиста по охране труда Служебные обязанности специалистов по охране труда являются необходимой частью контроля и организации деятельности работников. Все эти принципы и требования имеют форму должностной ...

Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны Территория на таможне для хранения, использования и переработки импортных товаров резидентом без экономических санкций и уплаты пошлин в течение определенного срока называется свободная ...

Счет 83 — Добавочный капитал

Счет 83 используется для отражения данных о размере добавочного капитала и его изменениях в течение периода. Это суммы, которые являются частью источников организации, но при этом не могут быть учтены ...

Почтовые правила в РФ

15 апреля 2005 года правительство Российской Федерации приняло постановление, которое содержит в себе почтовые правила. Несмотря на длительное время существования указа, с ним знаком далеко не каждый гражданин страны. Именно ...

Прибыль операционная: формула расчета

При анализе финансовых результатов, полученных при продаже активов компании, осуществляется проверка их достоверности. Предполагаемый доход сопоставляется с возможными затратами. В ходе комплексного анализа фактически достигнутый финансовый результат сравнивается с запланированным. ...

Как стать инвестором: инструкция, рекомендации профессионалов

Как стать инвестором: инструкция, рекомендации профессионалов Сегодня большинство людей уже пришли к выводу о том, что сэкономленные, заработанные и иным способом накопленные финансовые ресурсы должны «не под матрасом лежать», а ...

Объекты страхования: понятие и виды, примеры

Современное страхование строится на основании четких понятий, которые становятся базой для создания основных нормативных документов. Оперирование подобными терминами дает представление о развитии данного направления деятельности в целом. Одним из таких ...

Декларация НДС: инструкция по заполнению

Декларация НДС: инструкция по заполнению. Основные правила В соответствии с действующим законодательством, не позднее 25-го числа месяца, идущего за предыдущим налоговым периодом, любой компанией в обязательном порядке должна составляться декларация ...

Взаимозачет между организациями

Взаимозачет между организациями. Соглашение и акт о зачете взаимных требований Согласно положениям законодательства, взаимозачет между организациями представляет собой метод прекращения обязательств, касающихся поставки товаров, производства работ, предоставления услуг. Он допускается ...

Как осуществляется покупка акций физическими лицами?

Как осуществляется покупка акций физическими лицами? Как осуществляется покупка акций физическими лицами? Этот вопрос интересует тех, кто решил заняться составлением своего инвестиционного портфеля. Что же, это дело хотя и не ...

Рейтинг@Mail.ru